Технология разрушения цементобетонных покрытий - предварительное фракционирование (ударное разрушение) применяется для перевода жесткого цементобетонного покрытиявнежесткое основание с последующим перекрытием его несколькими слоями асфальтобетонной смеси. При использовании этой технологии цементобетонное покрытие разрушается на отдельные фрагменты, что позволяет избежать проявления на восстановленном покрытии любых отраженныхдефектов.

Из всех возможных вариантов ударного разрушения наиболее эффективна технология дробления и осадки, применяемая для дорожных одежд с цементобетонными покрытиями толщиной 18-35 см на любых типах оснований. При этом происходит полное отделение разрушенного цементобетона от арматуры и фрагментация покрытия на отдельные плиты размером до 1 кв.м, что исключает впоследствии отраженное трещинообразование.

Разрушение цементобетонного покрытия производится на всю его толщину, при этом плита разделяется на фрагменты и перестает работать как единое целое. Кроме того, плита не расширяется, не повреждает основание и не внедряется в него, а образующиеся фрагменты имеют заданную величину и не смещаются относительно друг друга.

Полученная после разрушения основа не может быть отнесена ни кодному виду оснований из традиционных материалов.В связи с этим, положения СНиП 2.05.02.-85 и СНиП 3.06.03.-85 не могут быть приняты в качестве критериев при приемке работ, в частности по толщине слоя разрушенного ЦБ. Этот параметр задан существующим цементобетонным покрытием. Структура разрушенного покрытия после уплотнения внешне похожа на "картинку Puzzle", в которой все фрагменты ложатся на место, сцепляясь между собой. При таком разрушении фрагменты работают совместно, равномерно распределяя нагрузки по большой поверхности.


Особенность разрушения - различие размеров фрагментов дробленого цементобетона по площади, при этом направление трещин носит хаотичный характер (рис. 1).


Крупныефрагменты обеспечивают хорошее распределение нагрузки по основанию. Характерная модель разрушения - это такая структура разрушенного бетона, при которой все фрагменты, оставаясь на своихместах, обеспечивают совместное распределение нагрузки за счет контактных усилий (рис.2).

Новая технология дробления и осадки - это система восстановления, состоящая из трех основных элементов:

  • разрушение цементобетонного покрытия динамическим воздействием;
  • осаждение полученных фрагментов цементобетонного покрытия для восстановления связи с основанием;
  • устройство слоев щебеночного и асфальтобетонного покрытия.

Применяемое для разрушения цементобетонного покрытия оборудованиедолжно быть самодвижущимся, обеспечивать необходимый размер отдельных частей покрытия после его разрушения и гарантировать стабильное основание для укладки последующих слоев. Сегодня существуют три типа установок, отвечающих этим требованиям: это гильотины, многомолотковые установки и динамический каток Импактор (рис. 3).

В августе 2008 г. на участке 624+780-625000 км дороги М-8 "Холмогоры" произведен ремонт методом "дробления и осадки" (толщина цементобетонной плиты - 20 см, в основании песок около 30 см и ниже- ПГС).

Цементобетонноепокрытие включало массу дефектов: шелушение по всей поверхности, ямы, заделанные асфальтобетоном, составляли 5% от площади, поперечные и продольные трещины через 3-5 м. Ведущая машина при производстве работ - динамический каток Импактор 3000.

После фрагментации цементобетонных плит и перевода жесткой дорожной одежды в нежесткую устроены следующие конструктивные слои:

1) щебень фракции 40-70 мм с расклинцовкой щебнем фракции 5-20 мм и отсевом -20 см;

2) пористый крупнозернистый асфальтобетон мерки II - 4 см;

3) верхний слой, мелкозернистый асфальтобетон типа Б I марки - 4 см.

Через три месяца на экспериментальном участке при визуальном осмотре отраженных трещин не наблюдалось, а на смежных участках они проявились, хотя работы проводились одновременно.

За рабочую смену по новой технологии ударного дробления под перекрытие горячей асфальтобетонной смесью подготавливается до 10 000 кв. м, что значительно сокращает основные временные и материальные затраты дорожников.

Более подробно этот метод ремонта цементобетонных покрытий будет рассмотрен на конференции "Современные технологии устройства и содержания дорожного покрытия", которую проводит группа компаний "Растом" с 31 марта по 1 апреля 2009 г. Информацию о конференции вы можете найти на сайтеwww.rastom.ru.